РИМСКИЙ КОСТЮМ ПЕРЕХОДНОЙ ЭПОХИ

        Здесь представлена компиляция из четырех источников. К тексту с рисунками прилагаются выкройки римских, греческих и восточных костюмов. Состояние костюма к середине I в. до н.э. может быть сведено к следующему: мы начали портиться. Мы делали это и раньше, уже с Пунических войн, но продолжали искуссно притворяться настоящими римлянами. Но сейчас порочные тенденции стали проявляться уже открыто, а в некоторых случаях даже агрессивно. Продолжим? 
        Римскому гражданину обязательно следует начать игру в национальной одежде: тунике и сверкающей белоснежной тоге с неизбежными должностными вариациями. Но он должен иметь хотя-бы минимальную возможность по ходу игры изменить свой облик. 
Кончит ли Рим варварской роскошью или останется чистым, как снежные альпийские вершины? Решать вам, граждане.

Эстетический идеал красоты

        Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. В то же время, внешние облики женщин - гречанок и римлянок во многом сходны. 
        В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета. В то же время для мужчины это считалось позорным. Римляне-традиционалисты презирали искусственных блондинов и, пока традиционалисты сохраняли хотя бы некоторое влияние, они старались максимально досадить блондинам и даже исключить из участия в публичных празднествах!

Ткани, цвет, oрнамент

        Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.
        Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.
Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.
        Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь. 




Орнаменты.

Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника.

        Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.
        Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.
        Названия, которые сохранились в текстах древних авторов, позволяют представить себе все разнообразие римской туники:

Tunica manuleata была с длинными рукавами, которые не вшивались, а образовывались самой тканью.
Tunica talaris была длиной до пят.
Tunica interior или intima считалась нижней рубашкой.
Tunica laticlava имела широкую полосу.
Tunica praetexta была украшена широкой пурпурной полосой спереди и сзади, ее мог носить только сенатор.
Tunica angusticlavia имела узкую кайму и считалась подобающей всадникам и народным трибунам.
Tunica picta была расшита.
Tunica palmata была украшена растительным орнаментом.
Tunica pura была простой, без украшений.

        Рабы и ремесленники носили темную и короткую тунику – tunica pulla, и только они могли появляться на улице в одной тунике, подтверждая название populus tunicatus, т.е. «рубашечный народ» или tunicati – рубашечники.
        Поверх туники свободные римские граждане непременно надевали тогу. Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги».Togatus означало civis Romanus. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Тога внушала римлянам чувство собственного достоинства и гордости, причастности к великому народу, облаченному в тогу – gens togata в отличие от gens barbara bracata – варваров, носящих штаны, или в отличие от греков, носящих плащ – pallium. Тога и башмаки составляли исключительную принадлежность свободного римлянина, обязательную для него даже во время путешествия. Ко времени правления Августа национальная римская одежда совсем вышла из употребления, так что императору пришлось издать предписание с целью восстановить ее значение, по крайней мере, как костюма для официальных церемоний.

Тога.

        Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или чаще всего эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х3,5 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.
        Впервые мужскую тогу (toga virilis) юноши надевали в 16 лет. Магистраты носили тогу с широкой пурпурной полосой по краю (toga praetexta). Toga candida – белоснежная тога – предназначалась для римлянина, добивающегося поста в магистратуре, отсюда известное слово «кандидат». Toga palmata – разукрашенная растительным орнаментом тога – могла принадлежать консулам, toga picta была привилегией триумфаторов, только император имел право надеть пурпурную тогу (toga purpurea). Toga pulla или sordida (серая, грязная) означала траур.
        Постепенно национальный костюм приходит в полный упадок. Попытка императора Августа восстановить хотя бы общественную роль национальной одежды не имела успеха. Сам Август был уже настолько сыном своего века, что не довольствовался одной туникой, но часто носил по четыре туники, одну поверх другой. Все его достижения закончились тем, что национальный римский плащ (притом только мужской) при нем стал больше похож на греческий, чем на азиатский и остался официальной одеждой. Впрочем, задолго до этого времени тщеславие и страсть к щегольству настолько овладели даже выдающимися римлянами, что некоторые из них, например оратор Гортензий, ежедневно проводили по несколько часов перед зеркалом, драпируя складки своих широких тог. Про него рассказывали, будто он подавал жалобу на человека, измявшего в толпе его одежду по неосторожности. 
        В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.
        В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща — пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.

Пенула.

        Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками. На улице к тоге надевали полусапоги с ремнями, обвязывающими икры ног. Такой башмак назывался calseus. Сенаторы носили calseus красного цвета. Воины насили caligae – сапоги. Дома носили сандалии – solea, crepida, их снимали перед тем, как возлечь на ложе для приема пищи. 
        В головных уборах римляне были изощрены меньше греков. Наиболее популярны были войлочные колпаки, называемые pileus. Такие шапочки носили бедные римляне, но не рабы. Если раба отпускали на свободу, ему дарили pileus: pileum redimere означало «получить свободу».
        Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.
В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.
        Отход от обычаев старины сказался и на римском войске, в котором постепенно стало исчезать древнее тяжелое и действительно не очень удобное вооружение. Возникшее еще в древности и заимствованное, по-видимому, у этрусков оборонительное вооружение, состоявшее из цельных лат, стало понемногу выходить из употребления еще в начале республики из-за постоянно возраставшей численности войска и расходов на армию. Оно было упрощено, по крайней мере для нижних чинов армии, еще во время войн Цезаря и окончательно — при установлении императорской власти. Теперь оно состояло из широких металлических полос, обхватывавших спину и грудь, металлических наплечников и кожаных курток. Иногда использовался короткий чешуйчатый панцирь или заимствованная у галлов рубаха, составленная из мелких металлических колец. Взамен прежних медных шлемов, заимствованных, вероятно, у этрусков в войсках были введены кожаные шапки, обитые металлическими полосами. Вместо любимых войском больших круглых щитов появляются длинные полуцилиндрические или небольшие круглые и овальные, по-видимому в подражание греческим. Изменилось, хоть и не в такой степени, и оружие нападения. После Камилла древнее метательное копье сменилось на грозный пилум (дротик); после Пунических войн в римском войске к древнему мечу прибавился испанский. В одежде воинов не произошло значительных изменений. Она состояла из штанов, обыкновенной короткой туники, к которой впоследствии были прибавлены длинные рукава, накидки вроде плаща (большей частью четырехугольной формы) и подвязной обуви, подбитой гвоздями.

Женский костюм

        Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.
        Женская туника по покрою не отличалась от мужской, но обычно бывала более длинной (ниже колен). Короткую тунику могли носить гетеры и рабыни.
        Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Стола.

        Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла. Это четырехугольный плащ, иногда сложенный вдвое, который мог покрывать оба плеча, скрепляться застежкой на одном или обоих плечах либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом для паллы служила довольно тонкая шерсть – пурпурная, разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая. 

Палла.

        Еще одной деталью одежды римлянок было особое тонкое покрывало. Кроме того, женщины в Риме носили «mamillare» - повязку из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и «strophium» – нагрудную повязку, надеваемую поверх нижней туники. Голову покрывали вуалью или краем паллы.
        В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.
        В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.


Пример сочетания цветов.

        На выбор материй оказали большое влияние победоносные походы римлян в Азии, познакомившие их с искусством азиатских ремесленников, имевших многовековой опыт производства предметов роскоши. Кроме того, после Митридатовой войны и покорения Египта в 31 г. до н. э. римлянам открылись не менее богатые источники торговли Восточной Индии. Таким образом, льняные ткани из Египта, тонкие бумажные материи из Индии и даже пользовавшиеся дурной славой флеровые ткани, которые выписывали по дорогой цене с островов Коса и Аморгоса, вытеснили местные шерстяные материи. Страсть к роскоши находила удовлетворение в персидско-индийских шалях, распространившихся в Риме благодаря развитию торговли, в пестрых шелковых материях, контрастировавших с натуральной белизной традиционной римской одежды, но в особенности — в изобилии индийских драгоценных камней, и жемчуга. Дольше всего использовали местную грубоватую материю в мужской одежде (тоге), хотя во времена республики она и здесь уступила место мягким шерстяным тканям, поступавшим из Милета и с Самоса.

Косская ткань.

        К непомерному увлечению предметами роскоши относилась и страсть щеголять шитыми золотом или златоткаными, так называемыми атталийскими, роскошными одеяниями и настоящими пурпурными платьями, превосходившими по стоимости все прочие. К концу республиканского периода увлечение роскошными тканями приняло такие опасные размеры, что Цезарь счел необходимым ограничить его законодательно. Однако страсть к дорогим нарядам за это время усилилась так, что ее уже нельзя было остановить никакими запретами. С этих пор все постановления, издаваемые против роскоши почти каждым из последующих императоров, оставались лишь на бумаге.
        У женщин высших сословий пристрастие к редким материям и драгоценным украшениям тоже доходило до крайности. Если они (как мужчины) пока еще придерживались греческой моды, то главным образом потому, что именно эта мода в области женской одежды достигла чрезвычайной пышности. К тому же римлянки уделяли много внимания искусству обольщения и освоению секретов косметического мастерства. Покупая наряды, украшенные драгоценными камнями, серьги, ожерелья, диадемы, браслеты, пояса и настоящий индийский жемчуг, римлянки при этом тратили не меньшие суммы на нижние юбки с длинными шлейфами и дорогой оборкой из тканей с богатой каймой, на накидки (часто с узорами) из самого тонкого полотна, на развевающиеся покрывала из материи, похожей на газ, на изысканную обувь и т. п.
        Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос. Появляются все более пышные и сложные сооружения на голове, для которых необходимо было использовать различные гребни, шпильки, щипцы для завивки волос и даже краски. Существовало много разновидностей женских причесок – от простого, так называемого, «греческого узла» с прямым пробором до «диадемы» с волосами, высоко поднятыми надо лбом. Иногда прически обильно украшали разными фигурками, шпильками, жемчугом и драгоценными камнями. Для украшения служили также серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца, пояса.
        Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками. Обувь была сплетена из ремней и закрывала пятку и подошву, но не пальцы. В императорскую эпоху в моду вошли тонкие, облегающие ступню сапоги-чулки, иногда натягивающиеся на каждый палец, как перчатки.